Грецкие орехи «кормят» кишечник и помогают укрепить здоровье сердца

nuts-4062624_1920

28 Янв Грецкие орехи «кормят» кишечник и помогают укрепить здоровье сердца

Грецкие орехи могут быть не только вкусной закуской, но и способствуют развитию бактерий, полезных для кишечника и организма в целом.

В ходе рандомизированного контролируемого исследования ученые Университета штата Пенсильвания (США) обнаружили, что ежедневное употребление грецких орехов в рамках здоровой диеты напрямую вызывает рост числа некоторых бактерий, которые могут эффективно способствовать укреплению здоровья. Кроме того, установлено, что рост числа этих кишечных бактерий связан с уменьшением риска сердечных-сосудистых заболеваний.

«Замена обычной закуски (особенно если это нездоровая закуска) такими продуктами как грецкие орехи – то небольшое изменение в рационе, которое заметно оздоровит ваше питание», – считает Кристина Петерсен, доцент Университета штата Пенсильвания. «Имеются существенные свидетельства того, что употребление от 60 до 80 граммов грецких орехов в день в рамках здоровой диеты может стать хорошим способом не только улучшить здоровье кишечника, но и снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний».

Ранее проводившиеся исследования показали, что ежедневное употребление в пищу целых ядер грецких орехов снижает уровень холестерина и кровяное давление. Эти же исследования привели ученых к гипотезе, что изменения в бактериальном составе желудочно-кишечного тракта, также известном как кишечный микробиом, могут подтвердить и объяснить известную издавна пользу употребления грецких орехов для сердечно-сосудистой системы.

«Сейчас ученые обратили самое пристальное снимание на связь между состоянием кишечника и его влиянием на общее состояние здоровья», – объясняет руководитель исследования Пенни Крис-Этертон, профессор-нутрициолог Университета штата Пенсильвания. «В дополнение к рассмотрению таких факторов, как липиды и липопротеины, мы хотели пристальнее взглянуть на здоровье кишечника. Мы также хотели получить ответ на вопрос, связано ли потребление грецкого ореха с изменениями в состоянии здоровья кишечника, и через здоровье с уменьшением риска сердечно-сосудистых заболеваний».

Для исследования были привлечены 42 добровольца с избыточной массой тела или ожирением в возрасте от 30 до 65 лет. В течение двух недель до начала исследования участники получали среднесбалансированную диету (так называемую, «американскую» диету).

После этой «пробной» диеты участникам путем жребия были назначен один из трех видов диет. Каждая из трех назначенных диет включала меньше насыщенных жиров, чем обычная диета. В состав одной из диет входили цельные ядра грецких орехов, вторая диета включала такое же количество альфа-линоленовой кислоты (ALA) и полиненасыщенных жирных кислот без грецких орехов, а третья диета частично замещала другую жирную кислоту – олеиновую – тем же количеством химической ALA, которое было обнаружено в грецких орехах, но вместо самих орехов

Во всех трех диетах грецкие орехи или растительные масла использовались вместо насыщенных жиров. Все участники соблюдали назначенную диету в течение шести недель с перерывом между периодами диеты.

Чтобы проанализировать бактерии в желудочно-кишечном тракте, исследователи собрали фекальные пробы за 72 часа до того, как участники закончили предварительную диету и за такое же время перед окончанием каждого из трех периодов исследуемой диеты.

«Диета с включением грецких орехов стимулировала рост целого ряда кишечных бактерий, которые, как было установлено ранее, полезны для здоровья», – комментирует полученные результаты доктор Петерсен. «В частности, отмечен значительный рост числа бактерий Roseburia, которые защищают внутреннюю слизистую оболочку кишечника».

Исследователи также обнаружили, что существовала существенную связь между изменениями в видовом составе кишечных бактерий после употребления диеты из грецкого ореха и факторами риска сердечных заболеваний. Рост числа бактерий Eubacterium eligens был связан с улучшением сразу нескольких различных показателей кровяного давления. Это позволяет предположить, что наличие большого количества бактерий Eubacterium eligens значительно снижает уровень риска заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, большое количество бактерий другого вида Lachnospiraceae напрямую связано со значительным снижением артериального давления, уровня общего холестерина и холестерина LDL.

При этом после двух других диет, не содержащих грецких орехов, не было обнаружено сколь-нибудь значимой корреляции между ростом числа бактерий и факторами риска сердечных заболеваний. Ученые пришли к выводу, что ядра грецких орехов служат прекрасной пищей для кишечного микробиома, причем бактерии не только растут численно, но и работают более активно.

Регина Ламенделла, адъюнкт-профессор биологии в колледже Juniata, считает, что полученные данные являются примером того, как люди могут сами сделать свой кишечник сильнее и здоровее.

«Такие продукты, как цельные грецкие орехи, обеспечивают поступление разных веществ – например, жирных кислот, клетчатки и биологически активных соединений, необходимых для питания наших кишечных микробиомов», – говорит доктор Ламенделла. «В свою очередь, это может помочь генерировать полезные метаболиты и другие продукты для нашего организма».

Профессор Крис-Этертон добавляет, на следующем этапе исследований могут раскрыться новые аспекты влияния грецких орехов на микробиом и через него – на здоровье других органов человека.

«Полученные данные дополняют то, что мы уже знаем о пользе грецких орехов для здоровья. Мы узнали много нового о влиянии орехов на здоровье кишечника», – сказала профессор Крис-Этертон. «Исследование дает нам серьезное основание утверждать, что орехи могут кардинально изменить здоровье кишечника. Теперь мы заинтересованы в том, чтобы расширить спектр исследования действия орехов, в частности выяснить, как их употребление может повлиять на уровень сахара в крови».

Автор: Алиса Тиндалл